Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольника.
Составление
характеристики на ребенка - это одни из самых популярных, действенных и
доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических
особенностей детей. Только грамотно составленная характеристика помогает
получить представление о личностных качествах ребенка, определить оптимальные
условия для развития.
В различные
периоды требования к составлению
характеристики на детей обуславливались теми или иными аспектами
социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня
развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка.
На практике можно встретить множество характеристик составленных педагогами,
как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы
значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как
достоинства, так и недостатки.
Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая характеристика:
Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая характеристика:
1. характеристика должна отображать
индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе
воспитания, обучения и поведении;
2.
выявить преобладание тех или иных особенностей;
3.
показать отношение педагога к ребенку;
4.
характеристика должна составляться по стандартной
схеме;
5.
должна быть легко "читаемой" и понятной для
педагогов, специалистов, не знакомых с характеризующимся ребенком;
6.
процесс составления характеристики не должен быть
трудоемким.
Важно помнить, что ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование “Не навреди!”. Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.
Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.
Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная ведущая деятельность. При этом деятельность – не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.
Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка.
Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Педагог изучает ребенка в процессе
воспитания и обучения, поэтому его представления о ребенке более полные. Но
существуют и общепринятые методики исследования личности ребенка, которые можно
рекомендовать для определения некоторых аспектов характеристики.
Примерный план психолого-педагогической характеристики дошкольника.
1. Анкетные данные: Ф.И.О., дата
рождения, место жительства, год обучения (посещал ли д./сад, ясли).
2. Факторы развития и жизненные
условия:
- семейное влияние, социальное положение;
- экономическое положение семьи;
- культурный уровень семьи;
- состав семьи (полная/неполная, родители родные/
неродные, взаимоотношения между членами семьи и их отношение к ребенку);
- кто в основном занимается воспитанием ребенка;
- режим дня ребенка, отношение семьи к детскому саду.
З. Физическое состояние ребенка:
- изменение в физическом развитии (рост, упитанность
и т.д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи,
парезы, стереотипные и навязчивые движения), утомляемость.
- сформированность движений, чувства равновесия,
нарушения осанки. Ловкость, сила.
- состояние моторики:
- ведущая
рука, согласованные действия рук,
- точность
движений, лишние движения,
-
дифференцированные движения,
- способность
к работе на листе бумаги.
4. Особенности познавательной
сферы:
- познавательные интересы, любознательность;
- особенности внимания (легко ли привлекается
внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида
деятельности на другой); степень развития произвольного внимания;
- сформированность восприятия и наглядно-действенного
мышления:
- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности;
- активность и целеустремленность, наблюдательность;
- продуктивность в работе и обучении;
- точность и осмысленность восприятия, понимания главного в
воспринимаемом;
- умение
сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; характерные
трудности в дифференциации общего и различного; обобщения строит, опираясь на
незначительные признаки; устанавливает с трудом - легко;
- уровень
обобщений, абстрагирования;
- наличие
общих понятий;
- понимание и
толкование ситуаций со скрытым смыслом;
- адекватное
использование помощи.
- Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная,
смешанная);
- быстрота и прочность запоминания;
- что лучше
запоминает: цифры, стихи, события.
- Особенности речи:
- понимание
обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах
обихода); возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и
выполнение элементарных инструкций);
- самостоятельная
речь (особенности звукопроизношения: нарушено или нет);
- состояние
фонематического слуха (нарушен или нет);
- особенности
словарного запаса (правильно произносимые слова состоящие из одного-двух
слогов, контурные слова, слова-звукоподражания, слова-фрагменты
существительных, глаголов, прилагательных и т.д., словесные комбинации из двух
слов);
- особенности
грамматического изменения слов (использование падежа, числа, рода и т.д.,
использование предлогов);
- объем и типы предложений;
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- речевое
поведение (многоречивость, молчаливость, речевая готовность, стилистические
особенности, содержание и культура речи);
- голос и
речь: (громкость, скорость, высота, ритм, интонационная оформленность,
артикуляторные особенности).
- Элементарные математические представления:
- механический
пересчет в пределах...
- возможность
соотнесения каждого последующего числа с предметом;
- счет по
речевой инструкции, по образцу;
- восприятие
величины, формы цвета;
- возможность
соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других
предметов, с цифрой;
- выделение из
множества заданного количества предметов;
- пересчет
предметов с называнием итогового числа;
- счетные
операции с открытым и закрытым результатом;
- доступность
понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну,
больше/меньше.
- Сформированность представлений ребенка о себе и о
ближайшем окружении:
- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни;
- временные представления.
- Особенности игровой деятельности:
- проявляет ли
интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли
использует игрушку);
- характер
индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета,
сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей). Оречевление игровых
действий;
- умение
подчиняться игровым правилам.
- Особенности конструктивной и изобразительной
деятельности:
- возможность совместной работы по указательному жесту;
- по подражанию, по образцу;
- по словесной инструкции, по замыслу;
- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;
- умение обыгрывать постройку. Объяснять рисунок и оречевлять свои
действия.
- Работоспособность.
- скорость ориентировки на новом материале;
- общий темп и целенаправленность деятельности;
- устойчивость интереса;
- отвлекаемость, истощаемость
5. Особенности личности.
- Основные черты поведения (активность, пассивность,
контактность, потребность в общении).
- Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью,
личным вещам).
- Реакция на одобрение, замечание.
- Склонности, симпатии.
- Поведение по отношению к родителям, братьям,
сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ
установления контакта.
- Действие в психологически значимых ситуациях
(спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление).
6. Навыки самообслуживания.
7. Индивидуальная работа с
ребенком и ее результативность.
8. Педагогические рекомендации.
Дата.
Печать учреждения.
Подписи руководителя учреждения,
воспитателя, логопеда, психолога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий