воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики  ребенка дошкольника.

Составление характеристики на ребенка - это одни из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей детей. Только грамотно составленная характеристика помогает получить представление о личностных качествах ребенка, определить оптимальные условия для развития.
В различные периоды требования к составлению характеристики на детей обуславливались теми или иными аспектами социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. На практике можно встретить множество характеристик составленных педагогами, как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как достоинства, так и недостатки.
Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая характеристика:

1.            характеристика должна отображать индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе воспитания, обучения и поведении;
2.                  выявить преобладание тех или иных особенностей;
3.                  показать отношение педагога к ребенку;
4.                  характеристика должна составляться по стандартной схеме;
5.                  должна быть легко "читаемой" и понятной для педагогов, специалистов, не знакомых с характеризующимся ребенком;
6.                  процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
Важно помнить, что ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
    Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование “Не навреди!”. Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.
    Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.
    Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.
    Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.
    Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все  психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная ведущая деятельность. При этом деятельность – не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.
    Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка.
    Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
    Педагог изучает ребенка в процессе воспитания и обучения, поэтому его представления о ребенке более полные. Но существуют и общепринятые методики исследования личности ребенка, которые можно рекомендовать для определения некоторых аспектов характеристики.

Примерный план психолого-педагогической характеристики дошкольника.
1. Анкетные данные: Ф.И.О., дата рождения, место жительства, год обучения (посещал ли д./сад, ясли).
2. Факторы развития и жизненные условия:
  • семейное влияние, социальное положение;
  • экономическое положение семьи;
  • культурный уровень семьи;
  • состав семьи (полная/неполная, родители родные/ неродные, взаимоотношения между членами семьи и их отношение к ребенку);
  • кто в основном занимается воспитанием ребенка;
  • режим дня ребенка, отношение семьи к детскому саду.
З. Физическое состояние ребенка:
  • изменение в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения), утомляемость.
  • сформированность движений, чувства равновесия, нарушения осанки. Ловкость, сила.
  • состояние моторики:
- ведущая рука, согласованные действия рук,
- точность движений, лишние движения,
- дифференцированные движения,
- способность к работе на листе бумаги.
4. Особенности познавательной сферы:
  • познавательные интересы, любознательность;
  • особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой); степень развития произвольного внимания;
  • сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления:
- наличие или отсутствие интереса и побуждения к деятельности;
- активность и целеустремленность, наблюдательность;
- продуктивность в работе и обучении;
- точность и осмысленность восприятия, понимания главного в воспринимаемом;
- умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; характерные трудности в дифференциации общего и различного; обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом - легко;
- уровень обобщений, абстрагирования;
- наличие общих понятий;
- понимание и толкование ситуаций со скрытым смыслом;
- адекватное использование помощи.
  • Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);
- быстрота и прочность запоминания;
- что лучше запоминает: цифры, стихи, события.
  • Особенности речи:
- понимание обращенной речи (не понимает, ориентируется в пределах ситуации, в пределах обихода); возможность речевого сотрудничества со взрослым (понимание и выполнение элементарных инструкций);
- самостоятельная речь (особенности звукопроизношения: нарушено или нет);
- состояние фонематического слуха (нарушен или нет);
- особенности словарного запаса (правильно произносимые слова состоящие из одного-двух слогов, контурные слова, слова-звукоподражания, слова-фрагменты существительных, глаголов, прилагательных и т.д., словесные комбинации из двух слов);
- особенности грамматического изменения слов (использование падежа, числа, рода и т.д., использование предлогов);
- объем и типы предложений;
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- речевое поведение (многоречивость, молчаливость, речевая готовность, стилистические особенности, содержание и культура речи);
- голос и речь: (громкость, скорость, высота, ритм, интонационная оформленность, артикуляторные особенности).
  • Элементарные математические представления:
- механический пересчет в пределах...
- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом;
- счет по речевой инструкции, по образцу;
- восприятие величины, формы цвета;
- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
- выделение из множества заданного количества предметов;
- пересчет предметов с называнием итогового числа;
- счетные операции с открытым и закрытым результатом;
- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше.
  • Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
- знания о себе, семье, месте проживания, общественной жизни;
- временные представления.
  • Особенности игровой деятельности:
- проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку);
- характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей). Оречевление игровых действий;
- умение подчиняться игровым правилам.   
  • Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:
- возможность совместной работы по указательному жесту;
- по подражанию, по образцу;
- по словесной инструкции, по замыслу;
- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;
- умение обыгрывать постройку. Объяснять рисунок и оречевлять свои действия.
  • Работоспособность.
- скорость ориентировки на новом материале;
- общий темп и целенаправленность деятельности;
- устойчивость интереса;
- отвлекаемость, истощаемость
5. Особенности личности.
  • Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).
  • Отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, личным вещам).
  • Реакция на одобрение, замечание.
  • Склонности, симпатии.
  • Поведение по отношению к родителям, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта.
  • Действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление).
6. Навыки самообслуживания.
7. Индивидуальная работа с ребенком и ее результативность.
8. Педагогические рекомендации.
Дата.
Печать учреждения.

Подписи руководителя учреждения, воспитателя, логопеда, психолога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий